Вы здесь
Главная > Права и социальные гарантии граждан с ограниченными возможностями здоровьяПрава и социальные гарантии граждан с ограниченными возможностями здоровья
. Права и социальные гарантии граждан с ограниченными возможностями здоровья
Одной из категорий граждан, находящихся под особой защитой государства, являются граждане с ограниченными возможностями здоровья. Надзор за соблюдением прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности, их защиту осуществляют органы прокуратуры.
Условия труда инвалида должны соответствовать требованиям Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Санитарным правилам СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 декабря 2020 года № 40, индивидуальной программе реабилитации, абилитации инвалида.
Создание инвалидам условий труда осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2021 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2021 года № 246-ст.
Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 года № 685н.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995);
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением бюро медико-социальной экспертизы (статья 94 Трудового кодекса РФ);
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные, праздники и ночное время допускается с их согласия и если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995).
Условия труда работника-инвалида должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. Работодатели в целях создания инвалидам специальных условий труда:
• выявляют потребности инвалида в специальных условиях труда;
• формируют перечень мероприятий по созданию необходимых условий труда, особых режимов труда и отдыха (установка дополнительного освещения, кондиционирование, разработка, изготовление и монтаж вспомогательного оборудования и другое);
• создают для инвалида условия труда с учетом индивидуального подхода к потребностям трудоустроенного инвалида, принимают локальные нормативные акты с перечнем мероприятий по созданию необходимых условий труда, сроков реализации мероприятий, сроков предоставления условий труда инвалиду (в соответствии с периодом действия индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида).
Инвалидам предоставляется:
• ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995);
• отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году на основании письменного заявления (статья 128 Трудового кодекса РФ).
При приеме на работу инвалида в трудовой договор должно быть включено условие об установлении ему увеличенного основного отпуска (статья 57 Трудового кодекса РФ).
2. Медицинская реабилитация на дому
Приказ Минздрава России от 28.02.2023 № 81н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядка предоставления пациенту медицинских изделий и порядка оплаты медицинской реабилитации на дому» устанавливает правила организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых на третьем этапе медицинской реабилитации, медицинскими организациями или иными организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации.
Согласно Порядку организации медицинской реабилитации на дому при наличии факторов, ограничивающих возможности пациента получить медицинскую реабилитацию, включая случаи проживания пациента в отдаленном от медицинской организации населенном пункте, ограничения в передвижении пациента, медицинская организация, к которой прикреплен пациент для получения первичной медико-санитарной помощи, организует ему прохождение медицинской реабилитации на дому.
Медицинская реабилитация на дому может осуществляться с применением телемедицинских технологий.
Формирование индивидуального плана медицинской реабилитации (далее - ИПМР) взрослого и составление заключения (реабилитационного эпикриза) взрослого осуществляется мультидисциплинарной реабилитационной командой под руководством врача по физической и реабилитационной медицине (врача по медицинской реабилитации) на очном приеме (осмотре, консультации), в том числе при выезде к пациенту на дом.
В перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому входит: функциональное обследование без использования приспособлений и (или) приборов и выполняемое непосредственно медицинскими работниками, клинико-психологическое консультирование, клинико-психологическая коррекция, медико-логопедическое исследования и процедуры, электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани, лечебная физкультура, лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (эрготерапия, общий массаж медицинский, массаж верхней конечности медицинский, массаж нижней конечности медицинский, массаж при заболеваниях позвоночника, массаж спины медицинский).
Медицинские изделия предоставляются не позднее трех рабочих дней с даты формирования ИПМР медицинской организацией осуществляется подготовка и направление пациенту (его законному представителю) для подписания договора о передаче в пользование медицинского изделия, предназначенного для восстановления функций органов и систем в соответствии с ИПМР.
Оплата медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по профилю «медицинская реабилитация», оказанной гражданам на дому, осуществляется в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным Правилами обязательного медицинского страхования
3. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию информационной безопасности детей
Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2023 года № 1105-р утверждена Концепцией информационной безопасности детей, главная цель которой защитить детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде.
Концепцией предлагается объединить усилия государства и родительского сообщества в этих вопросах, сформировать и внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности, научить школьников безопасному поведению в интернете, повысить их цифровую грамотность.
Планируется проводить на постоянной основе просветительские мероприятия для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек и других специалистов, которые связаны с воспитанием, обучением и организацией досуга детей. Кроме того, предполагается развивать социально значимые проекты для детей и подростков в печатных и электронных СМИ.
Концепция будет действовать бессрочно.
Региональным властям рекомендовано учитывать её положения при формировании перечней региональных мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей и ежегодно направлять в Минцифры информацию о реализации таких мероприятий. Также ежегодно Минцифры будет представлять в Правительство доклад о ходе реализации новой концепции.
4. Об особенностях обращения с побочными отходами производства и потребления
Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми устанавливаются новые понятия отходов, а именно:
- вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
- вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.
Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.
Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах такого использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ.
Изменения вступили в законную силу с 1 марта 2023 года за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.
5. С 1 июня 2023 года подлежит применению новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и аутентификации
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2023 № 585 порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и аутентификации приведен в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Так, Минцифры наделено контрольными полномочиями, в том числе в отношении Банка России в случае прохождения им аккредитации.
Предусмотрено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, аккредитованных государственных органов, Банка России в случае прохождения им аккредитации проводятся не реже чем один раз в три года, за исключением плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
В данной связи скорректирован предмет федерального государственного контроля, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска, а также уточнены критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда.
Постановление Правительства от 11.10.2021 № 1729, изданное для регламентации аналогичных правоотношений, и изменяющий его акт, признаны утратившими силу.
6. Изменения в правилах доставки пенсии на дом
Федеральным законом от 18.03.2023 № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О почтовой связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым предусмотрено два способа доставки страховой пенсии по выбору пенсионера: через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации федеральной почтовой связи путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации федеральной почтовой связи.
Также законом исключена обязанность АО «Почта России» проводить идентификацию клиента - физического лица при осуществлении почтовых переводов в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты товаров, работ и услуг, а также в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления и учреждений, находящихся в их ведении, если сумма денежных средств по почтовому переводу не превышает 15 000 рублей.
Кроме этого, документом уточнено, что к организациям федеральной почтовой связи относятся также иные организации почтовой связи, перечень которых определит Правительство, и установлен запрет на реализацию государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости.
Изменения вступили в законную силу 01.05.2023.
7. Последствия использования объектов недвижимости не по назначению, бесхозяйственному содержанию имущества или нарушению прав соседей
Глава 17.1 Гражданского кодекса РФ регулируют правоотношения, связанные с признанием права собственности и других вещных прав на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места.
Статьей 287.7 ГК РФ предусмотрено, что если собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, уполномоченный государственный орган (Росимущество) или орган местного самоуправления (администрация муниципального образования) может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Под использованием жилого помещения не по назначению, исходя из положений частей 1-3 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, магазинов, точек питания, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
К систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, относят их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями. К числу таких нарушений можно отнести прослушивание музыки в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий.
Под систематическим бесхозяйственным обращением с жилым помещением, ведущим к его разрушению, понимается целенаправленные постоянного характера действия нанимателя, влекущие повреждение или уничтожение структурных элементов квартиры (окон, дверей, пола, стен, санитарно-технического оборудования и т.п.).
Помимо этого, если собственник помещения после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения. Собственнику жилого помещения выплачиваются вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
8. Об ответственности страховых организаций за отказ заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ страховой организации, иностранной страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.
Санкция ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.
Таким образом, в случае отказа страховой организации от заключения договора ОСАГО, данная организация и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ.
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России.
9. С 1 мая 2023 года вступил в силу новый ГОСТ Р 8.1017−2023 о методике поверки счетчиков газа без встроенного программного обеспечения
Счётчики будут проверять на малейшие признаки использования магнитов. Если окажется, что собственник намеренно искажал показания счётчика, в его отношении составят акт и передадут в газовую компанию. Кроме того, за это полагается штраф.
Проверка включает внешний осмотр на предмет механических повреждений, опробование, определение перепада давления на счётчике, а также погрешности в учёте. Делать это может только специальная организация - со списком таких компаний можно ознакомиться на сайте Росаккредитации.
По завершении процедуры аккредитованный сотрудник устанавливает пломбы, содержащие изображение знака поверки, а также составляет протокол. В паспорт счетчика вносят данные, которые будут отражены в электронном реестре Росстандарта.
Если прибор окажется неисправен, собственнику сделают перерасчёт и начислят плату за газ по нормативу, по числу зарегистрированных в квартире людей.
10. Установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в силу ч. 6 ст. 14.35 КоАП РФ закреплена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, либо использование таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В качестве административного наказания за указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Также вводится повышенная ответственность в случае повторного совершения данного правонарушения (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
11. Актуализированы требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-
Исполнительной системы РФ
С 20.04.2023 вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.04.2023 № 586 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, форм паспортов безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В новом документе под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, находящиеся под единой системой охраны (надзора), отдельные здания, строения и сооружения, земельные участки, правообладателями которых являются ФСИН и ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации, входящие в уголовно-исполнительную систему.
Приводятся формы паспортов безопасности указанных объектов (территорий).
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1193, которым утверждены аналогичные требования, признано утратившим силу.
12. Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Федеральным законом от 27.01.2023 № 4-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 8 и 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ).
Так, ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ установлено, что сведения о государственной регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемены имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемене имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в порядке, способами и в составе, которые установлены Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», предоставляются в органы миграционного учета и принимаются указанными органами в течение одних суток.
Также п. 3 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 109-ФЗ закреплено, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 настоящей статьи (в случае смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим), - после получения в установленном порядке соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина, или заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании данного иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Изменения вступили в силу с 28.04.2023.
Муромская городская прокуратура
Информация о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства